В Испании мы были уже не раз. Это была первая страна, куда я выехала, когда заграничные поездки стали возможны для простых смертных. Впечатление было незабываемым! Спустя несколько лет мы опять попали в Испанию во время средиземноморского круиза. За несколько лет до этой поездки мы прокатились по Андалусии. На этот раз выбрали север Испании.

В Испанию мы решили ехать еще в сентябре, поэтому билеты снова покупали заранее, через Брюссель. Цена была вполне демократичная - меньше 20 тыс.р. за оба билета. Маршрут был достаточно сложным: Мадрид - Сарагоса - Бургос - Леон - Сантьяго-де-Компостелла - Порту - Саламанка - Мадрид. Уложиться надо было в 12 ночей. Выбор отелей по маршруту и количество дней пребывания в каждом городе рассчитывать было непросто. Заказ машины (с учетом потерь в Германии) тоже был проблематичным. В результате остановились на Avis, с заказом в Москве, с полной страховкой.

За несколько дней до вылета в интернете полезли сообщения о том, что Испания будет ограничивать въезд по шенгенским визам. Опять волнения. Звонила в МИД, в Испанское Консульство. Все успокоили и сказали, что интернет теперь - как большой забор, на котором пишут все, кому не лень, поэтому надо просто не обращать внимания. Наконец, вылетаем. Все хорошо, задержек нет. В Брюсселе быстренько пробежались по магазинам после пересечения границы и длинного перехода между терминалами.

Мы в Барахасе! Почти ночь. Работает только один пункт Avis. Дошли. Взяли машину. Seat Leon, как и хотели.

Машина
Барахас (2 фото)
Долго не могли открыть багажник - оказывается, надо было нажать на эмблему на крышке багажника! Поехали. Настроила навигатор на наш отель, который находился приблизительно в 4 км от аэропорта, а дальше был кошмар! Стоило мне подъехать к перекрестку, как у тетки-навигаторши начинался пересчет маршрута. Несколько раз поворачивала не туда, пару раз приходила в отчаяние. Меня приводили в ужас "держимся правее", хотя совершенно очевидно, что надо было поворачивать направо. Руки опустились, когда опять подъехали к промзоне, от которой уехали минут 20 назад. Пришлось по узкой дорожке с односторонним движением ехать назад. Уже глубокая ночь, нет никаких указателей. Муж в гневе. А я ничего не могу сделать - подробной карты этого места нет, я даже приблизительно не знаю, где я нахожусь. Навигатор говорит, что мы где-то в 7-8 км от отеля (дальше и не отъезжали), а куда ехать - не знаю. В конце концов, поехала по дороге, которая, как я думала, была встречной полосой. Она нас вывела куда-то, откуда мы наконец-то попали на нужную улицу. Когда мы припарковались, на спидометре было 41 км! Но это была не единственная проблема с навигатором. Очень грустно признавать, что полностью на навигатор полагаться нельзя!

Отель Axor Barajas был замечательный! Номер огромный. Завтраки великолепные. Парковка просторная.

Сарагоса
Сарагоса (21 фото)
На следующий день мы поехали в Сарагосу. Трасса была хорошая и бесплатная. Доехали довольно быстро, останавливались только чтобы ноги размять. Погода стояла солнечная. Приехали в Сарагосу и попытались заехать в отель. Не тут то было! 1 мая в этом прекрасном городе были демонстрации. И шли они по 2 параллельным улицам, на одной из которых находился наш отель. Мы его даже видели - оставалось метров 100, но полиция была неумолима. В результате мы просто крутились по городу, т.к. и припарковаться-то было негде - выходной день, всюду демонстранты с флажками. Мы делали несколько попыток подъехать к отелю с разных сторон и только через 1,5 часа нам удалось заехать на парковку отеля Silken Reino de Aragon.

Отель в центре города. Номер большой. Окна до потолка, во всю стену. Большая ванная комната с ванной. Отдохнули несколько минут и пошли гулять по городу.

Сначала надо было перекусить. Успели! Зашли в какой-то бар недалеко от отеля и очень неплохо поели. Вовремя - мы были последними посетителями. Только мы сделали заказ, как жалюзи опустились - сиеста. Кроме нас оставалось еще несколько человек у стойки.

Пешком дошли до самого центра города - площади Пилар. В свое время в этом городе творил Гойя, но не очень ласковы были с ним власть имущие, обращались не очень любезно, зато теперь часть площади посвящена Гойе. И в Соборе висит его работа.
Вечером нашли ресторанчик недалеко от отеля. Там нам дали местный хамон (арагонский) - очень вкусный! И еще я попробовала тушеные овощи - картошка и борраха - такие зеленые стебли. Оказалось очень неплохо.

Уэска
Уэска (15 фото)
Поехали смотреть старые города - Уэску и Туделу.
До Уэски доехали быстро и без проблем, посмотрели, где центр города и решили припарковаться. Очень долго - около часа кружили по городу. В центре, около Собора, парковок нет. Пытались ехать по указателям, но не попали. С трудом, с мелким нарушением правил добрались до подземной парковки около большого отеля и пошли гулять. Очаровательный городок. Вход в Собор через музей. Но оно того стоило. К сожалению, не нашла магнита на холодильник, зато наперсток купила.

Посмотрели, остались довольны, поехали в Тудэлу. Ну, навигатор повел по той же дороге, что ехали туда. Неинтересно. Свернули. Оказалось, что едем вдоль канала. Тихо, красиво, чисто. Дорожка, конечно, узенькая, но очаровательная. Судя по карте, она шла к водохранилищу. Точно! Приехали. Простор, чистейший воздух. Уровень воды очень низкий. Там, где раньше была вода (приличной глубины) - следы автомобильных покрышек. Территория вокруг водохранилища не плотно и организованно застроена домиками. Наверное, для отдыхающих. Похоже на дачи, потому что кое-где внутри полно всякого барахла - старые детские игрушки, какие-то инструменты. Кое-где растет кое-что, выращенное человеческими руками.

Тудела
Тудела (4 фото)

Подышали, полюбовались и поехали дальше.

По дороге подхватили голосующих крестьян с фермы. Везли до конца. Дышать было трудно. Наверное, на ферме не было воды для мытья, но я решила, что мне это потом где-нибудь зачтется. По-английски они совсем никак. По-испански - очень быстро и непонятно, но добрались. Ехали по проселочной дороге. Качество хорошее, но петлючая, узкая и с ограничением скорости.

Доехали до Тудэлы. Городок небольшой. Прямо у крепостной стены бесплатная парковка (!). Рядом вокзал. Пошли до собора. Очень удачно пришли - только что кончилась сиеста, музей открыли. Да, вход в Собор опять через музей. Красиво. Впечатляет. Только очень пыльно.

Программа-минимум на сегодня выполнена, можно возвращаться в Сарагосу, в которой когда-то поляками была найдена рукопись. Обратный путь очень обогатил наш опыт езды по дорогам Испании.

Поехали, как тетка-навигатор сказала. Собственно, указателей полно, светло, не заблудимся. Но дорога на 2 полосы - одна туда, одна обратно. Все грузовики здесь. Потому что она бесплатная. Обгон запрещен на всем протяжении - что-то около 130 км. Едем-едем. Едем-едем. Кое-где побыстрее, но в основном помедленнее. Надоело. А тут и указатель - можно по другой дороге, платной. 2 года назад мы чудесно проехали по платной дороге в Андалусии. Ну, почему бы и здесь не попробовать? Подъезжаем к будкам, а там никого - ни в одной будке людей нет и платить за проезд некому! Машины проезжают, перед ними шлагбаумы открываются. Перед нами ни один не открылся. Хорошо, что машин было мало и нам удалось увернуться от грузовика и съехать на обочину. Полосы туда и обратно разделены проволокой. Я пошла искать, можно ли все-таки где-нибудь отдать евровые деньги за проезд. Не нашла. Объявлений тоже никаких нет. Хорошо, что обратно не пришлось по встречке возвращаться - был узенький проезд между проволочными ограждениями. Мы больше удивились, чем расстроились - у них, кажется, кризис, мы готовы платить деньги, но их брать некому и информации нуль. Видимо, зарплата контролеров не окупается деньгами тех, у кого нет электронного "проездного". Больше в Испании заезжать на платные дороги мы не пытались и даже близко к ним не подъезжали - а вдруг не будет дырки для обратного выезда! В результате пришлось возвращаться обратно и пилить вместе с грузовиками. Счастье было, когда появилась 2-я полоса и можно было ехать на хорошей скорости.

Тудела. Музей и Собор
Тудела. Музей и Собор(13 фото)
Приехали в город. Вечер, конец рабочего дня, машин много. На некоторых дорогах ремонт, пробки, как в Москве. Наконец, подъезжаем к своему отелю и видим, что за угол к парковке повернуть не удастся - стоит злой полисмен и очень сердито тычет на кирпич, который и вчера был, но заехать было можно. Хотя и без полисмена нам бы не удалось это сделать, т.к. машины текли непрерывной цепочкой. Пришлось искать объезд. Я испугалась, что это опять может вылиться в долгие блуждания по незнакомой местности и улицам с односторонним движением, но нам довольно быстро удалось найти нужный переулок и мы наконец-то поставили машину на парковку.

Вечером прогулялись по городу, нашли ресторанчик. Правда, там больше пыли в глаза было, чем еды - этого нет, этого нет. Суп рыбный на деле оказался из морепродуктов с креветками. Пришлось мне его есть. Но все равно вкусно.

День прошел совсем не зря, интересно и насыщенно.

Логронья
Логронья (19 фото)
Нам предстояло добраться до Бургоса. Дорога дальняя - порядка 400 км, поэтому по дороге надо бы где-то остановиться. Чуть в сторону находится Логронья, туда и заедем. Погода прекрасная - солнце, тепло. Дорога, хоть и бесплатная, но широкая, 2 полосы, можно обгонять. Машина шустрая, ехать можно.
Логронья - чудесный город. Несколько парковок в центре, указатели такие, что не заблудишься. Широкие проспекты, большие дома. Шикарная площадь в центре города. Фонтан вокруг памятника, море цветов, все очень ухожено. В Собор свободный вход, без музея и без денег.

В одном из городов на тротуаре видели вмурованную металлическую ракушку. Посмотрели, но ничего не поняли - что это? зачем? И только потом узнали, что такими ракушками выложен так называемый "Путь Сантьяго" (по-нашему Святой Яков) - самая известная в Европе дорога паломников. Они идут пешком до самого Сантьяго-де-Компостелла. Вдоль всей дороги до Бургоса мы видели этих паломников. С посохами, увенчанными ракушками (это связано с легендой о Сантьяго), рюкзаками. Для них вдоль дороги выстроено много гостиниц (не всегда бюджетных - паломники тоже бывают разные, как и тяжесть их грехов). Некоторые едут на велосипедах. Их желтая дорожка шла вдоль шоссе, иногда отходила к каким-то деревням. У них есть обязательная программа, по которой они должны посетить какие-то церкви. Где-то мы даже сфотографировали маршрут. Мы его почти весь проехали. И даже в Португалии зацепили.

Отель Abba Burgos
Отель Abba Burgos (4 фото)
Наконец, добрались до Бургоса. Отель Abba Burgos в самом центре - из окон видно Собор. Отель оказался очень хорошим. Номер большой, несмотря на то, что стандартный - были и более дорогие номера. В отеле есть бассейн, сауна и тренажерный зал. Хорошая парковка, только отдельно стоящая - чтобы выгрузить чемоданы, надо заехать на горку, ко входу в отель. Навеса над входом нет, а дождик был достаточно внятный, но с этим мы тоже справились. Муж ехидничал, что этот отель я выбрала исключительно из-за названия - в свое время мне очень нравилась группа ABBA.

Бургос
Бургос (22 фото)
Отдохнули, пошли гулять по городу. Нам повезло - в Соборе закончилась служба и вход пока был свободным. В обычное время туристы идут через музей. Большой, красивый Собор. Вокруг него полно туристических лавок и нигде нет путеводителей на русском языке. Одна продавщица пожаловалась, что каждый день заказывает, но ей не привозят. По всей области Кастилья-Леон, за исключением Саламанки, мы не видели книг для туристов на русском языке. Обидно. В Андалусии с этим проблем не было. Город, благодаря дождю, казался умытым и чистым. Красивые здания. Все хотелось посмотреть на памятник Сиду (это освободитель от кого-то), нашли, оказалось, что мы вокруг него разворачивались, когда въезжали в центр города, но я его не заметила.

Отель Silken Luis de León
Отель Silken Luis de León (6 фото)
Нас ждал Леон. Опять ехали вдоль паломнической тропы. До Леона добрались без приключений. Старательно проезжали развязки, которые вели на платные дороги.

Леон встретил нас дождиком. Отель Silken Luis de León оказался не в самом центре города, зато напротив El Corte Ingles. Нас заселили сразу, дали место на парковке. Номер большой, окна выходили на улицу, вид красивый. Устроились и пошли гулять.

До центра пешком оказалось минут 20. Успели осмотреть Собор - зашли за несколько минут до закрытия (конечно, не бесплатно). Красивый.

Леон
Леон (10 фото)
Потом прошлись по улочкам. Я успела купить сувениры. Только нацелилась пройтись по серьезным магазинам, как муж потащил куда-то, откуда неслись призывные звуки мегафона. Оказалось, что там ярмарка вина провинции Леон. Сначала ходили и смотрели. Пробовать нам не предлагали. В конце концов выяснили, что надо купить бокалы (которые теперь дома стоят) и фишки. В зависимости от крепости напитков выдаются фишки определенного цвета. Мы попробовали одно, другое. В каком-то месте выяснилось, что винишко слабее наших фишек и один бокал нам налили просто так. Закуски были бесплатными, но только вместе с выпивкой. Около киосков, где на закуску давали хамон, было не протолкнуться, но мой муж пробился-таки и даже мне в клюве принес хамон. И купил бутылку отличного вина.

Сантьяго-де-Компостелла
Сантьяго-де-Компостелла. Отель (3 фото)
Впереди - конечная цель паломников - Сантьяго-де-Компостела, где находится Собор с мощами святого Якова. Отель Tryp Santiago снова не в самом центре и снова дождик. Но отель хороший. В отеле этой сети мы останавливались в Севилье и это был один из лучших в прошлом путешествии по Испании. Здесь тоже большой номер, хорошая непроблемная парковка. Рядом опять El Corte Ingles.

Сантьяго-де-Компостелла (28 фото)
Пошли гулять. Пешком далековато - минут 20 и в гору. Город не маленький. Сначала посмотрели какую-то большую церковь, обошли все вокруг и вышли к Собору. Огромный! Внутри на лавках храпят уставшие паломники. Подойти к мощам нереально - огромная очередь. Посмотрели то, что доступно. Рядом с Собором шикарный 5-звездочный отель. Для паломников. Внизу нашли кафешку с очень демократичными ценами и прекрасно пообедали. Потом кружным путем возвращались в отель. Вечером недалеко от отеля нашли очень хороший ресторан. Все толпились возле бара у телевизора, а мы одни сидели в большом зале и наслаждались испанской кухней.

Понтеведра
Понтеведра (13 фото)
Следующий пункт назначения - Порту. Давно хотели там побывать. Ехать далеко, поэтому выбрали место промежуточной остановки - городок Понтеведра.

Доехали легко, но из-за ремонта дорог несколько раз проезжали по одному и тому же мосту, чтобы попасть в центр. Навигатор перестраиваться не хотел и упорно гнал на закрытую дорогу. А советы "поверните" направо или "держимся правее" периодически вызывали раздражение, т.к. либо нет поворота, там, где "поверните", либо совершенно четкий поворот там, где "держимся правее". Ну, минут через 40 попали в центр. С парковками все тоже не очень четко - улицы с односторонним движением, указатели сомнительные. Едем на парковку, а она, оказывается, для велосипедов. С трудом нашли крытую поближе к центру.

Центр города очень компактный - во всяком случае, старая его часть. 2 церкви, парк с удивительными деревьями - очень красивые разноцветные листья, которые издали кажутся плодами. В церкви зайти не удалось - в одной шла служба, другая была закрыта. Получилось, что гуляли меньше, чем искали парковку.

Выезжали тоже трудно. Проклинала навигатор за постоянный "пересчет маршрута" на перекрестках, муж злился на меня за "топографический кретинизм". Раньше ведь ездили по картам, и ничего - добирались до цели. Конечно, удобнее, когда тебе говорят, где, когда и куда поворачивать, но постоянно приходится проверять, потому что врет иногда.

Дальше была дорога в Португалию. Картами мы запаслись, одна из них была совсем новая. До границы долетели легко, выехали на дорогу, которая по карте платная, а на самом деле нет. Радостно попилили. Навигатор сказал, что еще каких-нибудь 2 часа такой дороги и мы приедем в отель. Но, конечно, если бы это было так, жизнь была бы скучна. Бесплатный участок закончился. Впереди стояли будки и мы стали искать пути объезда. Хорошо, что была карта! Навигатор упорно возвращал нас на то шоссе, с которого мы съехали. Видимо, карты в нем старые и он не знал, что эта дорога уже платная. Мы долго кружили по дорогам Португалии, ругались с навигатором и между собой. Дороги в большинстве были проселочные, мощеные булыжником. Кое-где был ремонт с объездом. Но мы все-таки добрались. Конечно, на это ушло не 2 часа, а раза в 2 побольше.

Порту. Наш отель
Порту. Наш отель. Лифт (14 фото)
Наш отель Victoria Village - в самом центре, в его старой части, на мощеной улочке с односторонним движением. И тут надо похвалить навигатор - без этой тетки мы бы добирались труднее. Въезд на парковку отеля - через лифт! Я об этом знала, но в действительности все было интереснее, чем описано в отзывах. Хорошо, что мы не на джипе! Мне удалось въехать в лифт и выехать их него, не причинив никому ущерба. Зеркала, конечно, пришлось свернуть.

Порту. Наш отель (9 фото)
Отель был лучшим за эту поездку - двухуровневый номер, выходящий на лужайку с фонтаном. Я даже успела несколько минут позагорать в шезлонге на лужайке и выпить вина на балконе.

Очень уютный отель. Персонал заботливый. Особенно девочка, которая нас встречала. Рассказала все, что знала. Посоветовала, куда идти и что смотреть. К сожалению, чайки в Проту очень крикливые и драчливые. Даже ночью они орали, как днем. А если уж драка затевалась, то про сон можно было забыть. Таких агрессивных чаек я больше никогда не видела.

Отель расширяется - возможно, сейчас это уже более дорогой отель с высокой звездностью. В то время, когда мы там останавливались, шло строительство дополнительного корпуса и бассейна.

Было еще не поздно и мы пошли искать туристический автобус. До центральной площади дошли совсем быстро, по дороге еще успели одну церковь посмотреть. Купили билеты на автобус на 2 дня и успели на последний. Погода была очень хорошая - не жарко, без дождя, иногда проглядывало солнце. Маршрут длился около полутора часов. Мы объехали центр, доехали до океана, а потом по знаменитому мосту Сент-Луиш съездили на другой берег реки Дору.

Порту
Порту (15 фото)
Город довольно большой. Центр застроен плотно. Очень много домов-скворечников, которые разрушаются катастрофически. Видимо, народ живет очень бедно. Жаль - когда-то эти дома были красивыми. Зато на окраине мы проехали через кварталы, в которых стоят одни виллы. Роскошные. В этот день на улицах было много молодых людей, одетых, как школьники Школы волшебства из "Гарри Поттера". Это, очевидно, выпускники. Наверное, колледжей. Смотрится очень интересно. К сожалению, фотографии не получились.

Девочка в отеле нам сказал, что фильм "Гарри Поттер" снимали в старом книжном магазине неподалеку. На следующий день мы туда сходили. Очень много туристов, cнимать не разрешают. Интерьер просто потрясающий!

Вечером пошли искать пропитание. Зашли в один из рекомендованных в отеле ресторанов на берегу Дору. Очень хорошо посидели.

Проснулась с приятной мыслью о том, что сегодня не надо никуда ехать! Мы здесь на 2 ночи. И это правильно. Можем гулять по городу и пить портвейн - за руль садиться не надо!

Сначала пошли искать красивый Собор с азулежуш на стене. Это была церковь кармелиток. Красивая. Особенно внешняя стена. Потом пошли искать кафедральный собор Се. Нашли. Рядом - информация для туристов с хорошими картами. Много русских (по сравнению с Испанией - там их даже не слышно было), но не нашли никаких путеводителей на русском. В Лиссабоне они были. Итак, Собор. Внушительных размеров. Внутри - платный вход в музей и внутренний дворик. Я как раз об этом накануне читала. Уговорила сопротивляющегося мужа пойти. Очень интересный музей.

Порту
Порту (27 фото)
Красивая старинная мебель и совершенно роскошный внутренний дворик, стены которого выложены азулежуш с сюжетными картинками из светской жизни - охота, дамы в саду. Удовольствие получили. Вышли из Собора, прошли вдоль Дворца епископа и пошли к реке. Дорога шла по лестницам вдоль домов. Я не представляю, как они затаскивают туда тяжелые предметы - мебель, например. Нет дороги, только лестницы.
На одном из пролетов мяукала кошка. Я ей вежливо объяснила, что у мня ничего нет, поговорила с ней и пошла дальше. Она - за мной. Я пытаюсь от нее отвязаться - ничего не получается. Когда она стала бросаться на мои кроссовки, я испугалась. Нам с трудом удалось ее отогнать. Мелочь, но мне стало не по себе - вперед, к туристическим районам.

Потом мы зашли в церковь (по-моему, Святого Франциска), которую порекомендовали в отеле. Церковь оказалась просто изумительной - деревянная резьба в стиле барокко. Деревянные статуи. Генеалогическое древо Христа. Жаль, что нельзя было фотографировать. Последняя церковь, которую мы посетили, была со входом через музей по билетам. Музей так себе. В катакомбах захоронения. Церковь в памяти не сохранилась.

Был дождь. Иногда сильный. Несмотря на зонтик, я промокла. Вернулись в отель отдохнуть. Вечером муж решил сводить меня на шопинг, но ничего не вышло - все магазины в 7 вечера закрываются.

Пошли в ресторан. Снова по рекомендации. Отличный был ресторан! А официант просто виртуоз. Такой школы мы еще не видели. Можно было просто смотреть, как он открывает вино, накладывает еду, перестилает скатерти и накрывает на стол. При этом умудряется не задеть руками посуду и приборы. Порция была огромная и я с ней не справилась. Попросила на вынос. Он тут же принес пластиковую коробку и тщательно все уложил. Коробка все еще живет у нас на кухне.

Возвращаемся в Испанию. Дорога снова была дальняя и не без приключений. Когда до границы оставалось чуть больше 100 км, на щитах вдоль дороги стали появляться надписи о стоимости проезда. Это навело на мысль, что дальше дорога будет платной. Сначала - привычный испуг, тем более, что было написано о том, что там только электронная проверка. Первое побуждение - съехать с дороги. Потом присмотрелась - впереди едет француз. Вряд ли у него есть какая-то электронная платежка Португалии. Поехали за ним. Через несколько км - опять щит, но цена уже другая. После нескольких щитов стало ясно, что это цены на отдельные участки дороги, а следом за ними стоят камеры над дорогой, которые считывают номера машин. К тому времени, как мы это поняли, уже проехали полдороги, и съезжать уже не было смысла. Мы решили, что счета придут на Авис, у которого мы взяли машину, а они уже спишут с карточки.

Уже дома в интернете нашла информацию о том, что эта система - нововведение Португалии и с туристов деньги за это взять не удается - система еще не совершенна. Нам повезло, прокатились хорошо.

Саламанка
Саламанка (36 фото)
В Испании довольно быстро добрались до Саламанки, но долго искали отель. Оказалось, проехали мимо. Но со 2-го раза все-таки увидели. Отель Room Mate Vega, как и обещали, оказался в центре города, но "просторный" номер на деле оказался каморкой с маленьким окном, выходящим на крышу. На парковку заехала без проблем, хотя читала о ней много нехорошего.
Передохнули и пошли на Пласа Майор. Площадь действительно большая, но все свободное пространство заставлено блоками - там проходил какой-то книжный фестиваль. Очень это площадь не украшает. Пошли дальше. Погода была замечательная. Наконец-то светило солнце без всяких "но". Захотели посмотреть церковь, в которой музей, но надо было покупать не просто билет, а обязательно аудиогид. На русском не было. Мы сочли это вымогательством и пошли искать Собор. Улочки очаровательные. Это старый университетский город. Глаз радуется почти всему. Собор, пожалуй, один из самых красивых, которые мы видели. Очень красивая мозаика на потолке. Рядом с Собором симпатичный парк. Оказалось, что это сад влюбленных и с ним связана какая-то старая романтическая история. Потом посмотрели музей в старой церкви. Тоже красиво. Решили, что впечатлений достаточно, надо поужинать. Нашли ресторан. И весь вечер вспоминали вчерашнего португальского официанта! Нынешние испанские не шли с ним ни в какое сравнение - подошел накурившийся официант в несвежей мятой рубахе, захватал всю посуду руками, без салфетки через локоть. Совсем не тот уровень обслуживания. Но еда была на уровне.

Вальядолид
Вальядолид (21 фото)
Несмотря на то, что в Саламанке мы остановились на 2 ночи, на следующий день пришлось ехать в Вальядолид. Он недалеко.
Городок симпатичный, но мы приехали в 2 часа и все, кроме кафе, было закрыто. Даже туристические лавки с наперстками и магнитами. Неудивительно, что в Испании кризис. Даже Собор, в который вход через музей, был закрыт аж до 6 часов. Это было большое разочарование. Нам осталось посидеть в кафе и просто погулять по улочкам. Зато в кафе мы выяснили, наконец, как называется "бычий хвост", который очень хотелось попробовать. В разговорнике этого нет (честно надо признаться, что там мало что есть), а переводчики приемлемых вариантов не дают. Было у меня подозрение, что "рабо дель торо" это оно и есть, но не было уверенности. Официант по-английски не понимал совсем (и чему их только в школе учат!), пришлось достать разговорник и спросить на чистом испанском "Что это?". В ответ он замычал, одну руку с растопыренными пальцами приставил ко лбу, а другой помахал где-то ниже пояса. Все стало ясно. Это как раз то, что нам нужно. Советую попробовать при случае!

Вернулись в Саламанку быстро, по дороге заехали в El Corte Ingles, где решили купить небольшой чемодан - вес нашего уже был неприличным. Нам нашли продавщицу, которая "говорила по-английски". Ее все время сносило обратно на испанский, но чемодан мы все-таки выбрали и эта девушка сказала нам очень интересную вещь - оказывается, как иностранные туристы, мы имеем право на скидку в 10% почти во всех отделах, кроме супермаркета. Для получения скидки надо оформить ваучер. Она отвела нас на 1-й этаж, где этот ваучер нам выдали на основании копии паспорта. Ну, раз такое дело, пошли по магазину, пока не надоест. Видимо, это новая акция, т.к. не все продавцы о ней знали. Одни бегали что-то узнавать, другие куда-то звонили, третьи сразу пытались ввести код ваучера, но ни у кого с первого раза ничего не получилось. В отделе электроники скидки нету, и в отделе нижнего белья тоже. Зато обувь и одежда - пожалуйста. В результате, насколько терпения хватило, столько и набрали.
Доехали до отеля, заехали на парковку и тут начался очередной ужас. Парковка организована таким образом, что проезжая часть узкая, на одну - развернуться и разъехаться на ней нельзя. Машиноместа - парами, между широкими столбами. Если кто-то встанет немного шире, вторая машина рядом уже не поместится. Сначала я оптимистично подумала о нескольких уровнях, парковка платная - пристроюсь. В конце концов заехала на последний уровень, а там тоже ничего хорошего. Муж предлагал оставить машину на повороте, но я не решилась - как тогда другие будут выезжать. В результате просто поставила так, чтобы другим она не мешала.

Всю ночь мучили кошмары о том, как я буду выезжать. И это было непросто. Развернуться негде, полпути проехала задним ходом. С трудом где-то развернулась, покрутившись раз 20, но все-таки выехала без потерь.

Авила
Авила (28 фото)
Впереди - последняя остановка на 2 ночи в отеле Axor Barajas, с которого мы начали это путешествие. По дороге заехали в Авилу. На этот город стоит посмотреть хотя бы ради крепостной стены, которая его окружает. Выглядит впечатляюще! Но особых восторгов больше ничего не вызвало. Сам городок интересен только тем, что окружен этой самой стеной. Я бы не назвала его очень гостеприимным, хотя туристов и паломников там достаточно. Мы сходили в Собор, куда вход по билетам. Кассиру в Соборе надоели все туристы и она всем своим видом это демонстрировала. Да и интерьер Собора ничем особенным не блистал. Прошлись по городу. Зашли в сувенирный магазинчик. Присмотрела футболку детскую, на которой налеплена цена 1,5 евро, пересмотрела несколько с той же ценой и выбрала.. Удивилась, обрадовалась и понесла на кассу вместе с наперстками и магнитами. Кассир извинился и сказал, что футболка стоит не 1,5, а 8 евро. Конечно, я все купила, но осадок остался.

Сеговия
Сеговия (32 фото)
По дороге в Мадрид мы решили заехать еще и в Сеговию. Немного поспорили с навигатором - путь он почему-то проложил длиннее на 10 км против ожидаемого. Пришлось опять сбросить и ввести заново конечную точку маршрута. Одумался - несмотря на то, что надо было вернуться на несколько километров, вывел нас на нужную дорогу. Сеговия - очаровательный гостеприимный город. Первое, что мы увидели, подъезжая к центру - это акведук. Это самый длинный древнеримский акведук, сохранившийся в Западной Европе. Городок живописный - не скучно идти по улочкам, все красиво. Большой Собор с прекрасным интерьером.

Выйдя из Собора, мы направились в Алькасар - дворец и крепость испанских королей. Начали его строить мавры, потом он перешел к испанцам. Он разрушался, восстанавливался. Сейчас он радует глаз. Пусть не все камни заложены в Средние века, зато можно просто любоваться его красотой внутри и снаружи. Глядя на развалины, не всегда можно представить себе, как же это было. В Афинах моя фантазия иногда просто отказывалась работать. После долгих блужданий по разрушенным храмам, хочется увидеть что-нибудь ЦЕЛОЕ, пусть даже восстановленное. И Алькасар в Сеговии с этой точки зрения - исполнение моих желаний. Молодцы испанцы!

Теперь - без остановки в отель.

Эскориал
Эскориал (20 фото)
Вот и последний полный день нашего путешествия.

Сначала мы съездили на разведку в аэропорт, чтобы проверить, где оставлять машину, т.к. самолет у нас вылетал рано утром, когда все закрыто. Быстро добрались и не дали сбить себя с толку, когда тетка из навигатора шипела, что мы едем не туда и должны развернуться. Ехали 20 мин. вместо 2 часов, как в первую ночь.

Потом мы поехали в Эскориал, куда я давно хотела попасть.

Эскориал - монастырь-дворец, построенный королем Филиппом II. Когда его солдаты разбили при Сан-Контене французскую армию, они разрушили монастырь Св.Лаврентия, который по рождению был испанцем. Чтобы загладить свою вину, король приказал построить Эскориал.

К сожалению, фотографировать внутри нельзя, поэтому фотографий нет. Могу только передать личные ощущения. Это, конечно, скорее монастырь, хотя внутри есть часть, где находятся королевские покои. Здание внушительное, но мрачное. Вокруг - парк. Часть здания занимает школа. В монастырской части низкие потолки. В пантеоне много интересных саркофагов - там похоронены почти все короли Испании, принцы и принцессы. В Эскориале большая и богатая коллекция живописи. Очень интересное помещение библиотеки с королевскими портретами в простенках. Меня удивило обилие копий в церковных помещениях.

Последний вечер мы провели в Мадриде. Оставили машину на подземной парковке на Площади Кармен - недалеко от отеля, в котором мы останавливались в прошлый раз. Зашли в кафе, где 2 года назад был великолепный салат с клубникой, креветками, руколой и кунжутными семечками. Названия салатов остались - по именам кинозвезд (Джина Лоллобриджида, Ава Гарднер и т.д.), а состав изменился. Я была немного разочарована.

Пошли в Прадо. Думали опять попасть бесплатно, но было очень жарко - выше 30 градусов. В это день мы решили, что с погодой во время путешествия в целом нам повезло - пусть дожди, но не так жарко. В жару надо сидеть в море или в бассейне, а не шляться по раскаленному городу. К Прадо мы подошли около 5 и ждать больше часа (в 6 часов начинают пускать свободно) не могли, поэтому впервые пошли в Прадо по билетам. Прекрасно провели время! Во время этой поездки мы в основном видели церкви и соборы. Я от них немного устала, хотелось в какой-нибудь хороший музей живописи. И этот день был живописи посвящен - Эскориал и Прадо - достойное завершение.

Вечером пошли искать ресторан, который нам очень понравился 2 года назад. Нашли! Но все столики были заняты - сидели большие компании испанцев, столики сдвинуты, мест нет. Вышел хозяин и развел руками. Тут я нахально сказала, что мы были тут 2 года назад и специально приехали из Москвы. И нам все организовали. Освободили служебный столик от посуды, поставили его так, чтобы он был не на проходе. Меню было целиком на испанском, причем в моем разговорнике я не нашла ни одного слова. Хорошо, что официант немного говорил по-английски. Мы выбрали наугад и попали! Это были баранина и утка. Очень вкусно! На прощание хозяин вышел и пожал нам руки.

Нам оставалось только вернуться в отель, поспать часов до 3 утра и возвращаться на Родину.