Отель
Отель (6 фото)

Hotel Alexander Plaza

В Берлин мы собрались довольно быстро. Билеты совсем недорогие, а это очень привлекает. Hotel Alexander Plaza расположен в центре - на Александерплац. Рядом находятся метро и электрички, остановка туристических автобусов, Музейный остров - в пешей доступности. Из аэропорта легко добраться на автобусе TXL, в аэропорт тоже.

Вид из окна - на телевышку на Александерплац. Номер мне не очень понравился - мешала скошенная стена, санузел чересчур скромный и очень маленький для 4 звезд, душ за шторкой, все несколько пошарпанное. Для полной оценки оставалось подождать завтрака. А завтрак был великолепным! Пожалуй, одним из лучших в 4-звездных отелях, в которых мы останавливались. К сожалению, зал для завтраков тесноват, и на свободный столик надо было мгновенно реагировать. Видимо, отель был заполнен, потому что официанты не успевали быстро всех обслуживать, иногда надо было долго махать рукой, чтобы нас заметили, убрали со стола и принесли кофе. Но, поскольку мы были на отдыхе и никуда особенно не торопились, нас это не очень беспокоило.

Маульташен
Маульташен (3 фото)

Время приближалось к вечеру, надо было поужинать. В Баварии мы несколько раз пробовали маульташен - это отварной рулет из теста с фаршем и приправами. Почему-то это блюдо сравнивают с нашими пельменями, но, на мой взгляд, они абсолютно разные.

Спросили на ресепшен у русскоговорящего паренька (а таких в Берлине много), где готовят маульташен, и он нашел нам кафе неподалеку, которое так и называется - "Маульташен". Мы решили дойти пешком. Тем более что идти надо было по бульвару Унтер-ден-Линден (под липами). К сожалению, во время нашего приезда весь бульвар и его окрестности были перекопаны. Собственно, раскопан был весь центр Берлина, поэтому мы не смогли оценить его красоту. Часть бульвара можно было пройти только по одной стороне улицы, часть по другой. Тем не менее, до кафе мы дошли. Народу не было, и нас обслужили довольно быстро. Мы взяли 2 разных маульташена. По вкусу они тоже были разными, но, к сожалению, весьма отдаленно напоминали то, что мы ели во Фрайбурге.

Прогулки по Берлину
Прогулки по Берлину (18 фото)

Курфюрстендамм

С утра мы сначала немного прогулялись по центру в поисках остановки туристического автобуса. Оказалось, что он останавливается на площади неподалеку от нашего отеля. Но прогулка, тем не менее, оказалась приятной, несмотря на ямы и ограждения вокруг них.

Мне нравятся туристические автобусы. У них хорошо продуманные маршруты, чаще их несколько. В последние годы почти везде есть запись на русском языке. Качество оборудования, конечно, не всегда хорошее, да и перевод иногда бывает безграмотным, но эти поездки дают возможность осмотреть город, во всяком случае, самые интересные места.

Мы приблизительно знали несколько мест в Берлине, которые хотели бы посетить. Одним из них был Курфюрстендамм - улица, которая считается самой престижной в городе, и Зоосад, расположенный неподалеку.

Зоопарк
Зоопарк (5 фото)

Берлинский зоопарк

Чтобы попасть в Зоосад, пришлось отстоять получасовую очередь за билетами. Я люблю зоопарки, но этот мне не очень понравился. Там просторно скорее людям, чем животным. Все обустроено для прогулок. Звериные клетки маловаты. Территория приличная по размеру, но никаких средств передвижения, кроме смешных тележек для детей, не предлагается. Взрослые люди могут передвигаться только пешком.

Много позже я узнала, что в Берлине 2 зоопарка. Если мы еще раз поедем в Берлин, надо осмотреть и другой - о его площадке молодняка часто показывают сюжеты по TV.

Сан-Суси
Сан-Суси (19 фото)

Потсдам. Сан-Суси

В Потсдам мы поехали на электричке, благо станция расположена совсем рядом с отелем. Ехать недолго. По этим же билетам на автобусе мы доехали до Сан-Суси.

Конечно, мы много об этом слышали и читали. Дворец был построен в подражание Версалю, он также окружен парком. К сожалению, в ноябре все скульптуры зачехлены деревянными ящиками, которые смотрятся как сарайчики для инструментов. Уж лучше бы копии выставляли для целостности восприятия.

Дворец мне понравился. Особенно зал с деревянными украшениями - такого я больше нигде не видела. Но, надо честно сказать, что он очень скромный. С нашими дворцами в Питере не сравнить. Да и само понятие "дворец" к этому строению не очень подходит - здание одноэтажное с небольшими комнатами. Аудиогид на русском языке есть, запись интересная. В целом от экскурсии я получила удовольствие, но это посещение было большим побудительным толчком наконец-то увидеть Версаль.

Потсдам
Потсдам (3 фото)
Был один неприятный момент во время посещения парка. До дальнего конца мы дошли пешком, а обратно возвращались на автобусе. Хотели найти художественную галерею, расположенную неподалеку от дворца. Нажали кнопку остановки, как обычно, подошли к выходу, а водитель едет мимо. Жмем опять, весь автобус кричит водителю, чтобы он остановился, но он, будто не слышит. Потом мне объяснили, что, скорее всего, это из-за того, что мы русские. Мы впервые ощутили негативное отношение к себе по национальному признаку. И я видела, что большинству пассажиров в автобусе было неловко из-за действий водителя.

В тот же день меня довольно странно обслужил в Карштадте работник кассы - он попытался отдать покупку без упаковки. Видя мое удивления и недовольство, его коллега забрала купленную вещь и, извинившись, аккуратно упаковала в пакет.

Нигде и никогда с нами ничего подобного не было. И Берлин - не первый город в Германии, где мы были. С нами везде были вежливы и приветливы.

Сам городок Потдсдам мне понравился - он очень уютный. Красивые здания, красивые улочки, по которым приятно гулять, заходить в очаровательные магазинчики. Я даже пожалела в какой-то момент, что мы остановились в Берлине, а не здесь.

Пергамон
Пергамон (4 фото)

Музейный остров. Пергамон

Мы обошли несколько музеев на Музейном острове, но наибольшее впечатление на меня произвел Пергамон. Грандиозный музей! Здесь выставлены Пергамский алтарь - древнегреческое сооружение, найденное на раскопках в современной Турции, рыночные ворота, многочисленные статуи и барельефы, но, конечно, самое потрясающее - это ворота Иштар, найденные во время раскопок на месте Вавилона. От ворот идет Дорога торжественных шествий в том же стиле.

Я воспользовалась аудиогидом, который дает очень полное описание с возможностью узнать подробности того, что заинтересовало.

Культурфорум

Лучшая, на мой взгляд, художественная галерея в Берлине - это картинная галерея на Культурфорум. Там собрано несколько музеев, но наших физических и эмоциональных сил хватило только на этот. Прекрасная коллекция живописи, представленная работами Дюрера, Ботичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Рубенса, Рембранта, Каналетто.

Трептов-парк
Трептов-парк (5 фото)

Рейхстаг

Мы решили, что уехать из Берлина, не посетив Рейхстаг, нельзя.

Один приятель предупреждал меня еще в Москве, что лучше всего записаться через интернет. Я совершенно напрасно этого совета не послушалась. Через интернет надо записываться за несколько дней, а я хватилась только за день до отъезда. В результате в небольшой очереди мы простояли почти полчаса - все паспорта тщательно проверяются и сканируются. Посещение бесплатное. Нам выдали билеты.

До времени посещения оставалось около 3 часов. Муж поехал в Трептов-парк, а я, решив ограничиться "взятием" Рейхстага, отправилась по магазинам. Шопинг в Берлине меня не удовлетворил. В Мюнхене в этом плане гораздо интересней.

Рейхстаг
Рейхстаг (7 фото)
Ходить под куполом Рейхстага было интересно. Всем выдали аудиогиды. Через стеклянную крышу видно зал заседаний. С высоты открывается хороший вид на город, который не испортил дождь.

Не могу сказать, что Берлин мне очень понравился. Возможно, из-за перерытого центра, из-за его разбросанности на большой территории. Если сравнивать Берлин и Мюнхен, то, безусловно, я предпочту Мюнхен. Тем не менее, в Берлине многое заслуживает внимания. Не все из того, что хотелось, нам удалось увидеть. Возможно, мы сюда еще вернемся...